Работы Андрея Блохина и Георгия Кузнецова выпадают из общего строя любой коллективной выставки. Ясной артикуляцией идей, яркой зрелищностью и дизайнерской выучкой они напоминают Дженни Хольцер в молодости, – а больше, пожалуй, и никого.
Оба участника группы Recycle учатся в Краснодарской художественно-промышленной академии, вместе работают с 2007 года, много и качественно.
Их первый проект в Галерее М&Ю Гельман включает несколько инсталляций, одну из них – "Ветер в голове" – видели в Перми в проекте "Русское бедное", – внутри надувных полиэтиленовых голов летал пенопласт, шевелились целлофановые мозги.
В каком контексте прочитывается проект Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, как и сама идея ресайклинга? Это, прежде всего, идея поп-культуры. Пластиковые существа, очертания которых принимают мусорные бачки, существа, собираемые из распыленного, выброшенного, расколотого – эти существа пришли не из античности, а из современного масс-медиального мира, в котором архетипы одеты по моде следующего сезона и кажутся киберпанком, но тут многое зависит от взгляда на вещи. Современная оболочка птицы Феникс – неуязвимый Терминатор, Супермен, – истории с характерной для новейшей эсхатологии инверсией добра и зла.
В традиционной культуре мир делился на людей-господ и рабов – зверей и машин. Ответ на антропологический вопрос формировал отношения господства и подчинения, структуры власти. Антропоморфное, но нечеловеческое существо называлось монстром и противостояло человеческому. Монстры все еще остаются агентами границы природного или машинного пространств, но сама граница невероятно расширилась и изменила идею антропологического. Монстры перестали нас пугать, стали одними из нас – такими же существами без исторической памяти, чьи идентичности возникли из переработанных культурных отходов. Об этом новом порядке вещей свидетельствует проект Recycle.
Знак вторичной переработки, которым отмечена современная упаковка, сообщает о том, что цивилизация лишена образов окончательности. Ни одна вещь, принадлежащая современности, не способна обрести последнюю форму, обратиться в прах и возвратиться в землю. Иначе говоря, современная цивилизация не субстанциональна – как и, например, зло. Именно мусор, а не образ предмета, составляют самую суть современности. Потребительская цивилизация лишена цели, она программно удаляет из себя единственный и последний предмет, выносит его в музей. В отсутствие цели и образов окончательности ей остается превращаться в технологическую помойку. Это наша подлинная, аутентичная среда.
История современности завершается в мусорном баке, и бак становится ее универсальной упаковкой. Что изменилось с уорхоловских капсул времени? То, что теперь помойка – не только конец истории, но и ее начало, сообщает нам знак Recycle. Время современной цивилизации стало цикличным, история перестала отличаться от мифа.